ЗОЖ

УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ПОДРОСТКАМИ

История зарождения пьянства в России как массового социального явления —  суть истории формирования северного стиля потребления алкоголя. Причины употребления алкоголя в России:—  алкогольные  обычаи  (средство  стабилизации  утвердившихся  в  данной  среде отношений  и  форм  употребления  алкоголя)  осуществляют  преемственность этих отношений в жизни новых поколений; —  свойство алкоголя ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия; —  усложнение  социальной  среды  человека,  усложнение  производства  и производственных  отношений  (урбанизация)  —  трудности  адаптации, конфликты  с  окружающими,  неудовлетворенность,  утомление,  робость, сознание  своей  неполноценности  (вследствие,  например,  недостаточного образовательного уровня).

В силу ряда особых исторических, политических и экономических обстоятельств в стране к концу XX  века возникла беспрецедентно неблагоприятная алкогольная ситуация: сочетание «северного» стиля и максимального уровня потребления алкоголя на человека в год, характеризующаяся избыточной заболеваемостью и смертностью населения. Производство и потребление алкоголя в стране продолжают увеличиваться.  В потребление алкоголя вовлекаются новые группы населения — женщины и молодежь. Потребление алкоголя проникает на производство, в общественные места, становится атрибутом служебных отношений, все меньше воспринимается как социальное зло, отношение к нему становится все более терпимым.

Особенности и тенденции алкоголизации подростков в России:

- высокий темп подростковой алкоголизации;

- тенденция к снижению возраста лиц. Употребляющих алкогольные напитки;

- феминизация (все большее количество девочек-подростков начинает употреблять алкогольные напитки);

- возрастающее стремление взрослых дистанцироваться от проблем подростковой алкоголизации, переложить их решение на правоохранительные органы.

Психологическая готовность подростка к приему алкоголя:

— неразвитая система ценностей;

— низкое самоуважение;

— чувство одиночества;

— конфликтные отношения со взрослыми, сверстниками;

— затруднения в общении;

— неспособность справляться с трудностями;

— неумение преодолевать стрессы;

— податливость негативному влиянию и давлению извне (сверстников, взрослых, рекламы);

— отсутствие собственных достоверных знаний об алкоголе;

— неумение выбирать здоровые альтернативы;

— отсутствие ориентиров на будущее;

— низкий уровень достижений;

— трудности в проявлении и распознавании своих эмоций;

— низкий уровень самоконтроля;

— отсутствие навыков самостоятельного принятия решений,

— ответственности за свое поведение.

Причины первой пробы алкоголя:

— желание не отставать от компании, быть «как все»;

— любопытство, интерес;

— возможность пережить приятные ощущения;

— стремление отключиться от неприятностей; «от нечего делать» и др.

Это чаще всего внешняя мотивировка, а истинные причины (мотивы) намного

глубже:

— невозможность удовлетворить свои важные потребности, желания;

— психотравмирующие ситуации;

— неспособность разрешать жизненные трудности, освобождаться от

отрицательных эмоций в конструктивной форме;

— неумение самостоятельно принимать ответственные решения, противостоять негативному воздействию сверстников;

— проявление оппозиции и эмансипации.



Несовершеннолетний, начинающий употреблять алкоголь, находится в своеобразной социальной ситуации: с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с употреблением пива, поиск новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания кумирам; с другой стороны — безучастность и некомпетентность сверстников, значимых взрослых, в том числе родителей. Детям сложно бороться с употреблением алкоголя самостоятельно, так как они повторяют модель жизни своих родителей (семейные ценности, правила, установки, убеждения, роли, образцы поведения, взаимоотношений).

Знакомство с алкоголем в семье начинается с семейных застолий, которые практически немыслимы без обилия спиртных напитков.  Рано или поздно ребенка угощают каким-либо спиртным.  И очень многое зависит даже от   того, как понимают в семье само это слово — «спиртное». Огромное количество людей, например, не считает пиво спиртным напитком. Хотя существует пивной алкоголизм, и на пиве вполне можно заработать «белую горячку».

Детский алкоголизм

Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых, а болезнь протекает более злокачественно.

Анатомо-физиологические особенности организма в период возрастных кризов, пубертатный период являются своеобразной благоприятной почвой, на которой алкоголь может обусловить быстрое развитие болезни.  Большое значение имеет степень алкоголизации и формы употребления спиртных напитков, в частности, частота, дозы, концентрация алкоголя, реакция организма на его прием.

В организме ребенка или подростка алкоголь прежде всего проникает в кровь, печень, мозг. В связи с незрелостью центральной нервной системы, она наиболее уязвима для действия этанола.  Результатом такого действия является изменение личности подростка, нарушается:

— логическое абстрактное мышление;

— интеллект;

— память;

— эмоциональное реагирование.

При воздействии алкоголя поражаются практически все системы организма подростка.  Согласно статистике, 5—7% отравлений у детей приходится на долю алкогольных интоксикаций. Явления опьянения у детей и подростков развиваются быстро и могут завершиться комой.  Артериальное давление и температура тела повышаются, уровень глюкозы в крови, количество лейкоцитов падает. Кратковременное возбуждение, вызванное приемом алкоголя, быстро переходит в глубокий интоксикационный сон, нередки судороги, даже летальный исход. Иногда регистрируют психические нарушения с бредом и галлюцинациями.

Выделяют несколько этапов в развитии алкоголизма в этих возрастных группах.

На первом, начальном, этапе происходит своеобразная адаптация (привыкание) к алкоголю.  Большое значение при этом имеет микросоциальная среда, особенно семья, школа, сверстники. Продолжительность этого периода составляет до 3—6 мес.

Второй этап характеризуется относительно регулярным приемом спиртных напитков.  Растет доза, кратность приема алкоголя.  Меняется поведение подростка. Данный период продолжается до 1 года.  Считается, что прекращение употребления алкоголя в этот период может дать хороший терапевтический результат.

На третьем этапе развивается психическая зависимость, которая может длиться в течение нескольких месяцев или лет. Подросток сам является активным пропагандистом приема алкогольных напитков в любое время, в любых количествах и любого качества. Теряется количественный и ситуационный контроль.  Появляются многодневные, недельные, иногда постоянные употребления спиртных напитков.  Это начальная стадия хронического алкоголизма.

Четвертый этап определяется как хроническая стадия болезни.  Сформирован абстинентный синдром, преимущественно с преобладанием психического компонента. Иногда абстинентный синдром выражен слабо в форме вегетативно-соматических нарушений (головная боль, головокружение, утомляемость, боли в сердце).

Далее, на пятом этапе, наступает быстрое формирование слабоумия (деменции). Дети, страдающие алкоголизмом, быстро опускаются, становятся асоциальными, грубыми, с частой сменой настроения, сексуально расторможенными, интеллектуально деградированными, с грубыми нарушениями памяти и эмоций.

Формирование алкоголизма у подростков зависит от следующих факторов:

- физиологические  (патология  беременности,  черепно-мозговые  травмы,

органические заболевания мозга, тяжелые инфекционные и соматические заболевания в раннем детстве);

- отягощенная наследственность;

- особенности характера (при эпилептоидном типе акцентуации характера

подростки употребляют алкоголь для улучшения адаптации к окружающей

среде; при возбудимом типе употребление алкоголя чаще всего связано со стремлением избавиться от плохого настроения; истерические психопаты корригируют алкоголем возбудимость и неустойчивость);

- психотравмирующие факторы (ранняя утрата и/или алкоголизм родителей, безнадзорность, конфликты в семье, педагогическая и социальная запущенность).

Важная задача педагогов и родителей — вовремя заметить симптомы болезни и обратиться за помощью к врачам-наркологам.  Существует медицинская помощь анонимного обслуживания.

 

О нас

Это официальный сайт МБУЗ Детской городской клинической поликлиники №3 г. Челябинска!. На этом сайте наши посетители смогут найти интересующую их информацию о работе поликлиники в целом, информацию о сотрудниках и руководстве поликлиники, посмотреть расписание, знакомится с новостями поликлиники и некоторыми новостями здравоохранения города и области.

Последние новости